Советы по поиску

Для быстрого и эффективного поиска информации в Интернете необходимо учитывать различия в методах поиска, используемых разными системами поиска.

В общем виде можно выделить два типа поисковых систем: тематические каталоги и автоматические индексы и два уровня: общие и специализированные. Соответственно, существуют различные стратегии поиска информации.

Так, в одних случаях, поиск ведется с помощью тематических каталогов, которые представляют собой результат работы группы специалистов, занимающихся просмотром и тематической классификацией информационных ресурсов Интернета. Пользователь, занятый поиском какой-либо информации, обращается к результатам такой классификации, сгруппированным на специальном сервере в виде иерархического каталога. Таким тематическим каталогом является, например, Yahoo. К этому же типу поисковых ресурсов, только специализированных, следует отнести и наш скромный проект (:-)).

В других случаях, используются автоматические поисковые системы. Программы-роботы проводят просмотр www-страниц и формируют базу данных по словарному составу страниц. Используя систему подобного рода, пользователь сам инициирует поиск, указывая ключевые слова для поиска в базе данных (для "новичков" в Интернете ниже приведен практический пример поиска). Вот список наиболее популярных автоматических поисковых систем.

Англоязычные поисковые системы:
  • Alta Vista
  • Excite
  • HotBot
  • Infoseek
  • Lycos
  • WebCrawler


  • Русскоязычные поисковые системы:
  • http://www.rambler.ru
  • http://www.aport.ru
  • http://www.stars.ru
  • http://www.search.ru
  • Каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Так, ссылки Yahoo безусловно будут соответствовать тематике выбранного раздела, тогда как ссылки, полученные с помощью системы Alta Vista, особенно при нечетких условиях запроса, могут отражать страницы, совершенно не связанные с требуемой тематикой, за исключением того, что содержат в себе ключевые слова запроса. С другой стороны, число ссылок, предоставленных Yahoo, как правило, значительно меньше числа ссылок, полученных через Alta Vista - это следует из самого метода поиска информации. Таким образом, выбор поисковой системы должен осуществляться из конкретных условий запроса, тематики и особенностей требуемой информации.

    Другим вариантом поиска интересующей Вас информации может быть использование не общетематических поисковых систем, а специализированных. Дело в том, что некоторые пользователи Интернета, интересующиеся какой-либо тематикой, группируют известные им ссылки по данной теме на специальных www-страницах. Иногда такие документы называют "гидами", "путеводителями" или "каталогами ссылок". Однако, используя подобные списки ссылок, следует обращать внимание на дату их создания. Дело в том, что информация в Интернете устаревает очень быстро. Если "путеводитель" давно не обновлялся, то, в лучшем случае, он не будет отражать всю существующую на данный момент информацию по теме, или же некоторые ссылки не будут работать, так как изменился адрес ресурсов.

    Кроме того, можно найти автоматическую поисковую систему, созданную специально для поиска определенной информации. Примером такой специализированной системы является сервер Hippias, которому посвящена отдельная страница в нашем проекте. Возможно, использование специализированных поисковых систем - это наиболее оптимальный вариант для поиска информации.

    Таким образом, мы можно посоветовать следующую стратегию поиска:

    • Сформулируйте перечень ключевых слов, которые бы достаточно полно отражали интересующий Вас вопрос или тему.
    • Просмотрите различные каталоги и списки ссылок. Даже если Вы не найдете материалов, непосредственно связанных с интересующей Вас темой, то, вполне возможно, что на сайтах, косвенно связанных с Вашей темой, найдутся необходимые Вам ссылки. Кроме того, это часто помогает уточнению ключевых слов.
    • Воспользуйтесь специализированными поисковыми системами. Если они не дают желаемого результата, обратитесь к общим поисковым системам. Если Вы перед этим прошли предыдущие этапы поиска, то Вы сможете четко сформулировать набор ключевых слов, наиболее адекватно отражающих интересующую Вас тему.

    P.S.: Если у Вас есть интересные предложения и дополнения относительно методологии поиска философских ресурсов в Интернете - будем рады опубликовать их на этой странице. Пишите!





    ПРИМЕР:

    Рассмотрим процесс поиска необходимой информации на примере двух наиболее популярных поисковых систем - Yahoo и Alta Vista.
    Предположим, нам необходимо выяснить, какие философские труды могут быть найдены в Интернете. Используя систему Yahoo, необходимо перейти в раздел "Arts", в котором, в свою очередь, выбрать раздел "Humanities" и в последнем выбрать "Philosophy". В результате, мы получим страницу со следующим каталогом, в котором будут представлены разделы, посвященные различным направлениям философии. Каждый из разделов будет содержать ссылки на конкретные страницы в Интернете, соответствующие тематике раздела (количество подобных ссылок отображается в скобках после названия раздела). Выбрав раздел "Электронные тексты", мы найдем ссылки на собрания философских текстов. Используя автоматический индекс - систему Alta Vista, пользователь вводит ключевые слова или фразы в бланк запроса, иногда используя логические операторы "И", "Или" и др. Далее, поисковая система возвращает пользователю результат его запроса в виде списка ссылок на www-страницы, в которых присутствует данное словосочетание. В списке указывается заголовок документа, а также несколько первых строчек документа. В нашем случае можно ввести запрос - "philosophical texts", но лучше использовать сочетание +Philosophy +text.







    Creation date: 28.03.99
    Last update: 20.06.99
    Copyright c Исхаков Р., Багаутдинов А.